Новости
12 февраля 2018, 13:34

В последний день октября 2017 года Елене Николаевне Холодилиной исполнилось 85 лет, свой юбилей она встретила в Прислонихе

Елена Холодилина родилась в 1932 г. в Луганске (Ворошиловград). В 1955 году окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, по мастерской живописи профессора Мочальского Д. К. Член «Союза художников России» с 1967 года. Она работала в жанре: пейзажа, натюрморта, жанровой картины. Постоянный участник московских, зональных, республиканских выставок. Работы находятся в музеях России и стран СНГ, фондах «Союза художников России», частных собраниях России и стран зарубежья.

Елена Николаевна Холодилина (1932-2018).

Последний поклон

Не стало Елены Николаевны Холодилиной…. Жена, невестка, мать, бабушка – таковы были ее роли в семье художников Пластовых, такой ее знали в селе Прислонихе, где она жила долгие годы и там же ушла из жизни. Но она сама была одарена недюжинным талантом живописца. И еще работает в Музее А.А. Пластова ее последняя прижизненная выставка, посвященная 85-летию художницы.

Елене Николаевне, окончившей Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, ученице знаменитого профессора Д.К. Мочальского, суждено было влиться в художественную жизнь страны во время оттепели, присоединиться к поискам и открытиям «шестидесятников» – художников, отринувших все соблазны отлакированного «придворного» искусства 1940-1950-х годов. Пластовская прямота, честность, вечное правдоискательство, философский взгляд на мир оказались близки Елене Николаевне, были приняты ею как неукоснительное свойство настоящего искусства.

Но, несмотря на огромное влияние великого таланта А.А. Пластова, Е.Н. Холодилина оставалась художником глубоко самобытным и самодостаточным, ей удалось сохранить собственное видение мира, данное ей от природы. И в этом можно легко убедиться, вглядевшись в «Автопортрет» (1960-е) художницы. Перед нами сильный, умный, знающий себе цену человек, наделенный упорным и твердым характером.

На выставке широко представлена пейзажная живопись Елены Николаевны. Картины природы завораживают мужественной силой, которую излучают мощные валы облаков, складки холмов, силуэты стогов, соперничающих в упругой устойчивости с очертаниями деревьев («Вечер», 1972). Сближенные по тону оттенки зеленого и коричневого передают все безмерное колористическое богатство холодного осеннего дня, клонящегося к вечеру.

Из мощных контрастов теплых и холодных тонов, прочерченных резкой, решительной кистью, рождаются завораживающая динамика неба и мерцание воды на поверхности пруда в картине «После дождя» (1964-1993). Нельзя не отметить глубокое и точное понимание пластики человеческого тела и чудной стати вороной лошадки – свидетельства нерасторжимой близости искусства Е.Н. Холодилиной и творческих заповедей А.А. Пластова. Сравнение с живописью мастера еще больше подчеркивает ярко выраженную индивидуальность художницы.

И если истоки ее творчества в искусстве художников «суровых» 1960-х с их сдержанной по колориту, но раскрепощенной и свободной живописью, то нельзя не уловить и органичной принадлежности художницы к традициям русского импрессионизма. Московская школа живописи прослеживается в особой пластичности красочного слоя, виртуозном владении мазком, приобретающим под кистью Елены Николаевны самоценную значимость.

Чуткая к красоте и очарованию огромного мира природы, раскрывающего свои тайны в пейзажах окрестностей Прислонихи, морских берегов Хосты, натура Е.Н. Холодилиной ярко проявляется в особенной, трогательной нежности, с которой написаны любимые художницей ирисы. Тончайшие оттенки цвета, быстрые движения кисти формируют их прозрачную, воздушную плоть, которая кажется еще более беззащитной в окружении кинжально острых листьев («Ирисы»,1980-е, 2015).

Вариации фактуры безграничны в работах Е.Н. Холодилиной. Мазок то становится длинным, гибким, формируя еще обнаженные ветви деревьев («Ранняя весна», 1971), то превращается в выпуклую мозаику осенней опадающей листвы («Тишина», 1968). Удивительно тонко взяты отношения цвета вечернего неба, освещенного краем луны, и осенней рощи, уловившей последние мгновения солнца. Поэзия и тайна в вечерней мгле («Осенний месяц», 1980) передана с непостижимой свободой и вдохновением. Кисть несколькими движениями способна передать брошенные ветром на землю травы, уловить чуткую настороженность лошади и жеребенка.

Вот и всенародно чтимая прислонихинская церковь на фоне холмов, увиденная под бурным небом в мягком обрамлении зреющего хлебного поля («В летних полях», 1989). И рядом удивительный по силе эмоционального воздействия пейзаж «Озимые как кружева полей» (начало 1970-х), где глубокие темные тона земли, освободившейся от снега, чернеющая полоса свежей пашни вступают в живописный контраст с изумрудной зеленью всходов. В этом же колористическом ключе решена небольшая картина «Последний закатный луч» (1960-е). Здесь в строй вступает звучная мелодия пруда, вобравшего отражение небес, а последний аккорд вплетает в музыку пейзажа солнечный луч, заставивший сиять золотом и киноварью одинокий деревенский дом.

В экспозиции выставки особое место занимают итальянские пейзажи Елены Николаевны. Великая архитектура, бессмертные памятники Венеции, Флоренции, Рима выступают на фоне вечной природы. Сияние небес над Ассизи, сверкание воды венецианских каналов, колыхание трав, окруживших виллу Абамелек в Риме, вступают в безмолвную перекличку с пейзажами Прислонихи.

В архивах семьи Пластовых хранятся записи воспоминаний Елены Николаевны, наделенной не только живописным даром, но и поразительной чуткостью к слову: «Наш мир: леса, цветы, всегда таинственное небо – легкие летние облака или сияющие из темного купола звезды, ослепительные брызги воды на солнце, синие, гудящие шмели… Шум деревьев на ветру, море, то грозное, то тихое, ласковое, и, наконец, дети наши – это ли не чудо мирозданья!»

Провожали Елену Николаевну холодным и ветреным январским днем. Но навсегда останутся ее картины, исполненные горячей влюбленности художника в этот прекрасный земной мир, центром которого стала Прислониха.

Заместитель директора по науке УОХМ Л.П. Баюра

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg